воскресенье, 11 октября 2009 г.

Саката Э.

Тэсудзи и анти-судзи.


Книга Саката Эйо «Тэсудзи и анти-судзи» интересна попыткой автора объяснить читателям, что же такое судзи? Что неожиданно, даже переводчик посвятил целую страницу (по моему, довольно интересную ) тому, как он понимает этот термин.
Саката откровенно пишет: «..стоит кому либо спросить, что же означает термин судзи, и найти ответ будет для меня несколько затруднительно.» Однако, понимая, что в книге, посвященной судзи не дать ему определение было бы несколько странно, Саката дает обобщенное определение. По его мнению «Судзи – вариант игры для наилучшего использования камней».
И опять, японский профессионал вместо долгих объяснений предлагает многочисленные примеры, демонстрирующие, по его мнению, связь судзи с формой, различие судзи и тэсудзи. Хотя, по моему, Сэнсэй явно льстит уровню понимания Го читателя предлагая пример из партии профи на 6-ти (sic!) страницах, который ярко демонстрирует, по его мнению, что такое тэсудзи, его связь и отличие от судзи. Кроме того, автор пишет и о противоположности судзи - об анти-судзи. Хотя здесь, на мой взгляд, уместнее было бы говорить об упущенных возможностях - адзи кэси.
Приводя многочисленные примеры, Саката говорит о судзи, главным образом, при опровержении хамэтэ, хотя, как и Рин Кайхо, не употребляет этот термин. По ходу повествования можно встретить довольно ценные замечания Мастера по поводу основной темы, обсуждаемой в книге. Однако, понять почему в одной и той же форме ход за одну сторону (например, белых) будет называться судзи, а за другую (черные) уместнее говорить о форме, неясно. Саката сам пишет, что так принято и ничего с этим не сделать.
Как и Рин Кайхо, Саката, говоря об одном из тэсудзи в дзёсэки, прямо пишет «Такой вид мягких ходов практически невозможно обнаружить самостоятельно, даже после длительных размышлений, и этот факт заметно поднимает ценность книг, подобной этой.». Поэтому я согласен, что такие книги надо читать, для того, чтобы увидеть и выучить тэсудзи, судзи и формы. Однако, целостного подхода к теме, по моему не получилось, что и неудивительно. Как неясно было, что такое судзи, так и осталось невыясненным.
Но по моему, книга все же может помочь тому, кто исследует понятийный аппарат Го, пытается осмыслить термины игры тем, что эта работа инициирует размышление в правильном направлении (как судзи является правильным направлением игры).
Позиции, рассмотренный в книге, достаточно просты, поэтому рекомендую ее всем игрокам начиная с 15 кю.

Рейтинг 4 из 5

Комментариев нет: