воскресенье, 13 мая 2012 г.

Сакаи Мишихару.

Как играть против сильных игроков? ч.1-2


Книга, состоящая из двух частей, написана Сакаи Мишихару 8p по его мнению для игроков уровня не выше 1 дана была издана в 1969 году и переведена с английского на русский Виктором Кабановым. Первая часть книги посвящена разбору локальных позиций, а вторая — анализу учебных партий на форе от 9-и до 4-х камней. Все 25 локальных позиций представляют собой формы, как правило партий на форе.
Рассматривая эту книгу с позиции сегодняшнего дня, мне кажется, она целиком посвящена технике хамэтэ. В силу известных причин (см. рецензию на «Малую энциклопедию хамэтэ») японский профессионал не мог использовать этот термин. Однако, комментарий к первой же позиции звучит так : «Белые сделали ход в надежде на ошибку (sic!) черных. Если черные не знают правильного ответа, они могут заработать неприятности». Мне кажется это подтверждает моё предположение.
В каждой форме автор рассматривает правильные и ловушечные варианты игры за обе стороны, акцентируя внимание в большей степени на игру черных (более слабой стороны). Пожалуй, мне больше нечего добавить к тому, что я уже высказал в вышеупомянутой рецензии о хамэтэ.
Хотелось бы сказать о том, что среди любителей го встречаются игроки, которые не любят играть на форе (ни брать, ни давать).
Фора в го — это отдельная тема для обсуждения (надеюсь у меня дойдут руки до рецензий на ряд изданий на английском языке, посвященных игре на форе). Как для черных, так и для белых есть несомненная польза в изучении аспектов борьбы в форовых партиях. В них черные учатся приемам реализации преимущества и противостояния острым осложнениям, в которые их втягивают белые, в частности, применяя хамэтэ. Белые же вынуждены применять нестандартные действия, чтобы компенсировать преимущество форы, опять же, с помощью, в том числе и хамэтэ.
Поэтому данное издание будет полезно всем любителям го, поскольку рано или поздно фору придеться либо брать, либо давать. Кроме того, как говорила Умэдзава Юкари (консультант культового аниме «Хикару но го») устами Сая, навыки, полученные в форовых партиях, обязательно помогут при игре на равных в сложных ситуациях (цитирую по памяти).
Рекомендую книгу всем любителям го, кто знает как расставить на гобане 19 на 19 фору от 9-ти до 2-х камней. Однако, прошу учесть те сложности, о которых я писал в рецензии на «Малую энциклопедию хамэтэ».
Рейтинг книги снижен в силу того, что современное го довольно сильно отличается от «японского» го 70-80-х. К сожалению, я не в состоянии оценить актуальность представленных вариантов. Вполне возможно, что какие-то варианты дзёсэки устарели и перестали быть таковыми, как и хамэтэ. Но я по прежнему убежден, что учебный материал японских мастеров более понятен, чем книги корейских и китайских профи.

Рейтинг 3 из 5

Комментариев нет: