вторник, 8 мая 2012 г.

Кэнсаку Сэгоэ, Го Сэйгэн.

Энциклопедия тэсудзи.


Давно хотел написать рецензию на это издание — одно из полезнейших, которые я держал в руках. Сразу попрошу отнестись снисходительно к мыслям и сентенциям, которые будут представлены ниже, возможно, они ошибочны. Я все-такие не преподаю го, но меня извиняет то, что я об этом долго думал и не устаю пытаться все же понять — что есть го :)
Энциклопедия — это совместный труд учителя и ученика, Кэнсаку Сэгоэ и его гениального воспитанника Го Сэйгэна. Издание можно безусловно назвать монументальным, основополагающим по классификации одного из тактических инструментов го — тэсудзи. Впервые я столкнулся с энциклопедией в начале 80-х годов, кажется это был экземпляр В.А. Асташкина, который «гулял» по рукам ленинградских любителей го. Оригинальное издание включало в себя 3 тома на японским языке (?). Помню я потратил несколько ночей на изготовления фотокопий, которые до сих пор у меня хранятся как память о тех временах. Японского языка мы в массе своей не знали, однако, «читали» книги по го зная всего лишь три иероглифа - «черные», «белые» и «правильно». И я был согласен с В.А. Асташкиным, который говорил, что до 80-90% информации можно было извлекать только из диаграмм.
Авторы проделали колоссальную работу по сбору и классификации тэсудзи. На мой взгляд, они выбрали чрезвычайно удачный метод классификации — по форме камней. Такой подход позволяет легче запомнить тэсудзи, сформировать динамический стереотип восприятия формы, в которой возможно применение тэсудзи.
Справедливости ради, необходимо отметить, что классификация по форме — это не единственный способ. Фудзисава Сюко в своем 4-х томном издании по тэсудзи, кстати, изданном на английском (на русский переведено пока 2 тома), классифицировал тэсудзи по цели их применения. Тэсудзи для атаки, защиты, исправления формы и т. п. На мой взгляд, концепция классификация по цели для изучающего го более сложна для изучения и запоминания. Однако, если применять оба эти подхода, причем сначала энциклопедию, а потом книги С. Фудзисавы, эффект будет мультиплицироваться. Это будет хорошая связка для «накачки мускулов в го». Отличное подспорье для изучения тактических аспектов го.
Продолжая об энциклопедии, хочется предложить читателям несколько иной способ изучения тэсудзи. Не решать предложенные позиции, а сразу пытаться запомнить, выучить правильный ответ. В поддержку этой мысли вполне уместно привести цитату Э. Сакаты - «Такой вид ... ходов практически невозможно обнаружить самостоятельно, даже после длительных размышлений, и этот факт заметно поднимает ценность книг, подобной этой». Иными словами — найти тэсудзи за доской, практически невозможно, поэтому их надо просто заучивать, поскольку предмета для понимания в тэсудзи, на мой взгляд, нет. Мне всегда хотелось верить, что эта мысль родилась у меня в голове, однако, это конечно же не так. Но указать первоисточник я не могу, видимо как это бывает с идеями — мысль витала в воздухе.
Позже, мне попало в руки издание энциклопедии с предисловием В.Д. Шикшина и выяснились детали, которых мы в силу незнания языка не могли знать в далекие 80-е. Оказывается позиции в энциклопедии помимо классификации по форме, разделены по сложности на три класса A (самый сложный) — C (самый простой). Но больше всего изумило то, что авторы предлагали решать (sic!) тэсудзи класса С за 10 секунд!, B — 30 секунд!, A — не более 120 секунд!! Вспоминаю раннего себя, решающего эти позиции по несколько часов.
Не так давно наконец приобрел переиздание оригинального источника на японском (?), такие книги, как эта, я всегда хотел иметь в оригинале. Не удержался и набрал все позиции в виде sgf-файлов, еще раз вспомнив времена, когда я «был высок и волосат» :)
Рекомендую эту замечательную энциклопедию всем, кто уже понял, что го они уже не бросят. Потраченное на заучивание время окупится сторицей в виде резкого усиления. Хотя здесь, я бы предостерег от опасности "видеть всё как шляпки гвоздей, когда в руках у вас молоток". Вопрос о необходимости, уместности и своевременности применения тэсудзи все равно остается, но это уже стратегия - предмет других книг.

Рейтинг 6 из 5 !! :) 

2 комментария:

Андрей комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.
Нилов Игорь комментирует...
Этот комментарий был удален автором.